Ремонт и техническое обслуживание внедорожников Исузу Трупер / Isuzu Trooper, Тойота РАВ 4 / Toyota RAV4, КИА Спортаж / Kia Sportage
РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ISUZU TROOPER, TOYOTA RAV4, KIA SPORTAGE
 
 


Тойота РАВ 4 / Toyota RAV4
1. Эксплуатация автомобиля
2. Техническое обслуживание
3. Двигатели
    Ремонт двигателя 3S-FE без снятия его с автомобиля
    Ремонт двигателя 1AZ-FE без снятия его с автомобиля
       Общие сведения
       Технические данные
       Установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
       Крышка головки блока цилиндров
       Система изменения фаз газораспределения (VVT — Variable Valve Timing)
       Цепь привода газораспределительного механизма и звездочки
       Распределительные валы и толкатели клапанов
       Впускной коллектор
       Выпускной коллектор
       Головка блока цилиндров
       Шкив/гаситель колебаний
       Переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала
       Масляный поддон
       Масляный насос
       Маховик/ пластина привода
       Заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала
       Опоры силового агрегата
    Диагностика и подготовка двигателя к капитальному ремонту
4. Системы охлаждения и кондиционирования
5. Топливная система и система выпуска отработавших газов
6. Система зажигания
7. Система контроля и снижения токсичности отработавших газов
8. Сцепление
9. Коробка передач
10. Карданный вал и валы привода ведущих колес
11. Тормозная система
12. Подвеска
13. Рулевое управление и ходовая часть
14. Кузов
15. Электрооборудование
Схемы электрооборудования
КИА Спортаж / Kia Sportage
Органы управления и приемы эксплуатации
Текущий уход и обслуживание
Двигатель
Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов
Системы электрооборудования двигателя
Пятиступенчатая ручная коробка переключения передач
Автоматическая трансмиссия
Трансмиссионная линия
Тормозная система
Подвеска и рулевое управление
Кузов
Бортовое электрооборудование
Контрольные кузовные размеры
Схемы электрических соединений

Toyota RAV4 >> Двигатели >> Ремонт двигателя 1AZ-FE без снятия его с автомобиля >> Распределительные валы и толкатели клапанов
Снятие

        ПРИМЕЧАНИЕ
Осевой люфт распределительных валов проверяйте перед их снятием.

Снятие производите в следующем порядке:
– выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи;
– снимите крышку головки блока цилиндров;

Рис. 3.52. Совмещение метки на гасителе колебаний со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи

.
Рис. 3.55. Совмещение меток на звездочках распределительных валов с метками на крышках подшипников распределительных валов (на распределительном валу впускных клапанов виден узел шкива/ привода системы VVT)


– установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи (см рис. 3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов должны быть совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов (см. рис. 3.55 );

Рис. 3.70. Места нанесения установочных меток на цепь, напротив меток на звездочках распределительных валов


– краской нанесите на цепь установочные метки, расположенные напротив меток на звездочках распределительных валов ( рис. 3.70 );

        ПРИМЕЧАНИЕ
На звездочках распределительных валов имеются по две метки. Одни метки предназначены для установки распределительных валов в ВМТ поршня первого цилиндра, а другие для совмещения с цветными метками цепи.


Рис. 3.61. Использование ключей для удержания распределительного вала от проворачивания и отворачивания болта крепления звездочки


– удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за шестигранник, выверните на несколько оборотов болт крепления звездочки к распределительному валу (см. рис. 3.61 );

Рис. 3.56. Расположение болтов крепления механизма натяжения цепи


– снимите механизм натяжения цепи и датчик угла поворота коленчатого вала с передней крышки цепи (см. рис. 3.56 );

Рис. 3.57. Расположение гаек крепления натяжителя цепи


– выверните гайки и снимите натяжитель цепи с задней стороны крышки (см. рис. 3.57 );
– выверните болты крепления звездочек к распределительным валам. Снимите цепь со звездочек распределительных валов и снимите звездочки;
– проверьте осевой зазор распределительных валов. Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в торец распределительного вала;
– переместите распределительный вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите индикатор на 0. Переместите распределительный вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Если величина зазора распределительного вала впускных клапанов превышает допустимую величину, проверьте состояние подшипника №1 распределительного вала. Если рабочая поверхность подшипника изношена, замените подшипник. Если величина зазора распределительного вала выпускных клапанов превышает допустимую величину, необходимо заменить распределительный вал и/ или головку блока цилиндров;
– проверьте, находится ли клапан системы изменения фаз газораспределения (VVT) на задней части распределительного вала впускных клапанов;
– после снятия звездочек вытяните, на сколько возможно, цепь, и мягкой проволокой закрепите ее на перегородке моторного отсека. Это исключит падение цепи в двигатель при выполнении следующих операций. Также заложите чистую ветошь сверху в крышку цепи;
– проверьте наличие меток на крышках подшипников распределительных валов. Крышки пронумерованы цифрами от 1 до 5 и буквами I и Е. Буква I (Intake) указывает, что крышка устанавливается на распределительный вал впускных клапанов, а Е (Exhaust) – выпускных клапанов. Также на крышках имеются стрелки, которые при установке крышек должны быть направлены к цепи;

Рис. 3.75. Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительных валов


– в последовательности, обратной затягиванию, постепенно ослабьте, а затем за несколько проходов выверните полностью болты крепления крышек подшипников распределительных валов (см. рис. 3.75 );
– снимите крышки подшипников и распределительные валы с головки блока цилиндров. Отметьте положение распределительных валов, так как при установке они должны находиться в тех же положениях;
– протрите от масла и промаркируйте толкатели, намагниченным инструментом снимите их с головки блока цилиндров и расположите таким образом, чтобы при установке они установились на свои места.
Проверка
Визуально исследуйте кулачки и шейки подшипников распределительных валов на отсутствие выработки, следов коррозии, наволакивания металла и цветов побежалости, свидетельствующих о местном перегреве.
Проверьте состояние зубьев на звездочках. Зубья на звездочке имеют симметричную форму и в случае выработки с одной стороны зубьев звездочки необходимо заменить вместе с цепью.
Проверьте состоянием подшипников распределительных валов в головке блока цилиндров на отсутствие следов коррозии, царапин и износа.

Рис. 3.71. Расположение подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов и места (1) на которых нанесена маркировка


Если рабочие поверхности подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов повреждены, замените его в соответствии с данными, приведенными в таблице 3.28 ( рис. 3.71 );
Микрометром измерьте диаметр каждой шейки подшипников распределительного вала и запишите значения. Шейки измеряйте в нескольких точках, как по диаметру, так и по длине, это позволит выявить овальность и конусность при их наличии. Номинальное значение диаметра шеек подшипников распределительного вала: подшипника №1–35,971–35,985;остальных – 22,959–22,975 мм. Если диаметр любой шейки меньше номинального значения, замените распределительный вал.
Установите крышки подшипников распределительных валов на головку блока цилиндров и закрепите болтами. Измерьте внутренний диаметр каждого соответствующего подшипника распределительного вала и запишите значения. Для определения радиального зазора вычтите из диаметра подшипника диаметр соответствующей шейки распределительного вала. Сравните величину зазора с техническими данными. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените распределительный вал и/ или головку блока цилиндров.
Микрометром измерьте высоту кулачков распределительного вала. Сравните высоту кулачков с техническими данными. Если высота кулачков меньше предельно допустимого значения, замените распределительный вал.
Измерьте радиальное биение распределительного вала. Установите распределительный вал в головку блока цилиндров. Установите на головке блока цилиндров кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в среднюю шейку распределительного вала, и установите индикатор на 0. Медленно поверните распределительный вал и отметьте изменение показаний индикатора.
Переместите распределительный вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Предельно допустимое значение радиального биения 0,03 мм. Если радиальное биение больше предельно допустимого значения, замените распределительный вал.
Проверьте каждый толкатель на отсутствие износа и задиров.
Измерьте наружный диаметр каждого толкателя, и соответствующие гнезда толкателей. Для определения зазора вычтите диаметр толкателя от диаметра гнезда. Номинальное значение зазора 0,033–0,059 мм, предельно допустимое значение – 0,079 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените толкатели.
Установка
Установку производите в следующем порядке:

Рис. 3.72. Установка подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов в головку блока цилиндров


Рис. 3.73. Установка подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов в крышку подшипника


– если снимался подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов, установите его в головку блока цилиндров ( рис. 3.72 ) и крышку подшипника ( рис. 3.73 );
– смажьте моторным маслом толкатели и установите их на места, в которых они находились перед снятием;
– смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала;

Рис. 3.74. Установка кулачков первого цилиндра


– установите распределительные валы так, чтобы кулачки валов первого цилиндра были направлены в разные стороны друг от друга, под углом 30° вверх от горизонтальной плоскости ( рис. 3.74 ), а установочные штифты были направлены вверх;
– установите крышки подшипников распределительных валов и закрепите их болтами, затянув их от руки на этом этапе;
– в последовательности, показанной на рисунке 3.75 , поворачивая за один проход на 1/4 оборота, вверните болты крепления крышек и затяните их моментами, приведенными в технических данных;
– совместите зубья звездочки распределительных валов со звеньями цепи, совместив метки, нанесенные перед снятием, и установите звездочки на распределительные валы, так чтобы штифты валов вошли в отверстия с обратной стороны звездочек;
– проверьте, что поршень первого цилиндра установлен в ВМТ в такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи (см. рис. 3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов должны быть совмещены с метками на крышках подшипников (см. рис. 3.55 ). Убедитесь, что установочные метки на цепи перед снятием, расположены напротив меток на звездочках распределительных валов (см. рис. 3.70 );
– по очереди, удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за шестигранник, вверните болты крепления звездочек к распределительным валам (см. рис. 3.61 );
– установите натяжитель цепи.
Дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию.
 

Описания по ремонту, устройству и обслуживанию внедорожников:


Руководство по обслуживанию, эксплуатации и ремонту автомобилей УАЗ Патриот, Хантер, 3151 и др.

 
 
  Copyright © 2007
«Ремонт, эксплуатация
и техническое обслуживание»
All rights reserved. www.cars4x4.ru
Описания по ремонту автомобилей Копирование материалов сайта запрещено!