Ремонт и техническое обслуживание внедорожников Исузу Трупер / Isuzu Trooper, Тойота РАВ 4 / Toyota RAV4, КИА Спортаж / Kia Sportage
РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ISUZU TROOPER, TOYOTA RAV4, KIA SPORTAGE
 
 


Тойота РАВ 4 / Toyota RAV4
1. Эксплуатация автомобиля
2. Техническое обслуживание
3. Двигатели
    Ремонт двигателя 3S-FE без снятия его с автомобиля
       Общие сведения
       Технические данные
       Установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
       Крышка головки блока цилиндров
       Впускной коллектор
       Выпускной коллектор
       Зубчатый ремень и шкивы зубчатого ремня
       Переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала
       Уплотнительное кольцо распределительного вала
       Распределительные валы и толкатели клапанов
       Головка блока цилиндров
       Масляный поддон
       Масляный насос
       Маховик/ пластина привода
       Заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала
       Опоры силового агрегата
    Ремонт двигателя 1AZ-FE без снятия его с автомобиля
    Диагностика и подготовка двигателя к капитальному ремонту
4. Системы охлаждения и кондиционирования
5. Топливная система и система выпуска отработавших газов
6. Система зажигания
7. Система контроля и снижения токсичности отработавших газов
8. Сцепление
9. Коробка передач
10. Карданный вал и валы привода ведущих колес
11. Тормозная система
12. Подвеска
13. Рулевое управление и ходовая часть
14. Кузов
15. Электрооборудование
Схемы электрооборудования
КИА Спортаж / Kia Sportage
Органы управления и приемы эксплуатации
Текущий уход и обслуживание
Двигатель
Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов
Системы электрооборудования двигателя
Пятиступенчатая ручная коробка переключения передач
Автоматическая трансмиссия
Трансмиссионная линия
Тормозная система
Подвеска и рулевое управление
Кузов
Бортовое электрооборудование
Контрольные кузовные размеры
Схемы электрических соединений

Toyota RAV4 >> Двигатели >> Ремонт двигателя 3S-FE без снятия его с автомобиля >> Распределительные валы и толкатели клапанов
Снятие

        ПРИМЕЧАНИЕ
При снятии и установке распределительных валов необходимо использовать 2 дополнительных технологических болта М6х1 длиной 16–20 мм

Снятие производите в следующем порядке:
– снимите крышку головки блока цилиндров;
– снимите распределитель зажигания;
– снимите зубчатый ремень, шкив распределительного вала и задний кожух зубчатого ремня;

Рис. 3.25. Установка индикатора часового типа для измерения осевого зазора распределительного вала


– проверьте осевой зазор распределительного вала. Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в торец распределительного вала ( рис. 3.25 );
– переместите распределительный вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите индикатор на 0. Переместите распределительный вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Если величина зазора превышает допустимую величину, необходимо заменить распределительный вал и/ или головку блока цилиндров;

Распределительный вал выпускных клапанов

Рис. 3.26. Положение распределительного вала впускных клапанов в положение, при котором установочный штифт (1) располагается слева под углом 10–45° от вертикальной оси


– поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт 1 ( рис. 3.26 ) располагался слева под углом 10–45° от вертикальной оси. В этом случае распределительный вал выпускных клапанов повернется в положение, при котором давление клапанных пружин на все кулачки распределительного вала будет равномерным;

Рис. 3.27. Расположение болта крепления вспомогательной шестерни распределительного вала выпускных клапанов к основной шестерне


– дополнительным технологическим болтом М6х1 прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала выпускных клапанов к основной шестерне ( рис. 3.27 );
– выверните 2 болта и снимите заднюю крышку подшипника распределительного вала;
– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышек 1, 2 и 4 крепления подшипников распределительного вала. Снимите 1, 2 и 4 крышки подшипников распределительного вала;
– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышки 3 подшипника распределительного вала. Снимите крышку 3 подшипника распределительного вала;
– снимите распределительный вал;
– для снятия шестерни с распределительного вала выпускных клапанов закрепите распределительный вал за шестигранник в тисках с мягкими губками;
– установите второй дополнительный болт М6х1 в технологическое отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала. Отверткой, вставленной между распределительным валом и вторым вспомогательным болтом, поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и выверните первый вспомогательный болт;
– снимите пружинное стопорное кольцо крепления вспомогательной шестерни;
– снимите пружинную шайбу, вспомогательную шестерню и пружинное кольцо шестерни распределительного вала.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При ослаблении и выворачивании болтов крепления крышек подшипников распределительного вала убедитесь, что распределительный вал равномерно, без перекоса отделяется от головки блока цилиндров. В противном случае установите на место крышки подшипников и поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 10–45° от вертикальной оси (см. рис. 3.26 ).

Распределительный вал впускных клапанов

Рис. 3.28. Положение распределительного вала впускных клапанов в положение, при котором установочный штифт (1) располагается слева под углом 80–115° от вертикальной оси


– поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт 1 ( рис. 3.28 ) располагался слева под углом 80–115° от вертикальной оси;
– выверните болты и снимите переднюю крышку подшипников распределительного вала впускных клапанов и уплотнительное кольцо;
– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышек 1, 3 и 4 крепления подшипников распределительного вала. Снимите 1, 3 и 4 крышки подшипников распределительного вала;
– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышки 2 подшипника распределительного вала. Снимите крышку 2 подшипника распределительного вала;
– снимите распределительный вал.
Проверка
Проверку производите в следующем порядке:

Рис. 3.29. Место измерения расстояния между концами пружины шестерни распределительного вала: Х = 22,5–22,9 мм


1) измерьте расстояние между концами пружины шестерни распределительного вала, которое должно составлять 22,5–22,9 мм ( рис. 3.29 ). В противном случае замените пружину;

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не снимайте крышку, используя рычаги. Если крышка не снимается, оставьте ее на месте.

2) протрите от масла и промаркируйте регулировочные шайбы и толкатели, намагниченным инструментом снимите их с головки блока цилиндров и расположите их таким образом, чтобы при установке они установились на свои места;
3) проверьте каждый толкатель на отсутствие износа и задиров;
4) измерьте наружный диаметр каждого толкателя и соответствующие гнезда толкателей. Для определения зазора вычтите диаметр толкателя от диаметра гнезда. Номинальное значение зазора толкателя 0,024–0,052 мм, предельно допустимое значение – 0,07 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените толкатели;
5) визуально исследуйте кулачки и шейки подшипников распределительных валов на отсутствие выработки, следов коррозии, наволакивание металла и наличие цветов побежалости, свидетельствующих о местном перегреве;
6) микрометром измерьте высоту кулачком распределительного вала. Номинальное значение высоты кулачков распределительного вала впускных клапанов 42,01–42,11 мм, предельно допустимое значение – 41,9 мм. Номинальное значение высоты кулачков распределительного вала выпускных клапанов 40,06–40,16 мм, предельно допустимое значение – 39,95 мм. Если высота кулачков меньше предельно допустимого значения, замените распределительный вал.
7) микрометром измерьте диаметр каждой шейки подшипников распределительного вала. Шейки измеряйте в нескольких точках, как по диаметру, так и по длине, это позволит выявить овальность и конусность при их наличии. Номинальное значение диаметра шеек подшипников распределительного вала 26,959–26,975 мм. Если диаметр любой шейки меньше номинального значения, замените распределительный вал;
8) проверьте зазоры в подшипниках распределительного вала следующим образом;
9) метод проверки состоит в том, чтобы использовать изделие, известное как Plastigage. Это круглый калиброванный пластмассовый стержень, который сжимается между крышкой подшипника и шейкой распределительного вала. После снятия крышки подшипника деформированный пластиковый стержень измеряется специальным шаблоном, который имеется в комплекте Plastigage.
10) процедура для использования Plastigage следующая:
– очистите шейки распределительного вала, крышки подшипников и места установки распределительного вала в головке блока цилиндров;
– установите распределительные валы в головку блока цилиндров без смазки и толкателей;
– отрежьте несколько кусочков пластикового стержня Plastigage (они должны быть слегка короче, чем ширина подшипников) и установите их на каждую шейку распределительного вала;
– установите крышки подшипников, идентификационные стрелки которых должны быть направлены в сторону зубчатого ремня и затяните болты крепления требуемым моментом. Затягивание болтов проводите по очереди, последовательно поворачивая каждый болт на 1/4 оборота;

Рис. 3.30. Измерение ширины деформированного стержня Plastigage с использованием масштабной линейки


– выверните болты и снимите крышки подшипников распределительных валов. К деформированному пластиковому стержню приложите масштабную линейку, напечатанную на упаковке. Сравнивая ширину деформированного пластикового стержня с контрольной шириной на масштабной линейке, определите величину зазора ( рис. 3.30 ). Если зазор больше предельно допустимого значения, замените распределительный вал и/ или головку блока цилиндров;
– в завершение тщательно очистите следы материала Plastigage с крышек подшипников и распределительных валов;

Рис. 3.31. Использование индикатора часового типа (1) для измерения люфта в зубчатом зацеплении шестерен распределительных валов


11) измерьте люфт в зубчатом зацеплении шестерен распределительных валов. Установите распределительные валы, не устанавливая толкатели и вспомогательную шестерню. Установите на головке блоке цилиндров кронштейн с индикатором часового типа 1 ( рис. 3.31 ) таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в один их зубьев шестерни распределительного вала.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В процессе измерения зазора методом Plastigage не вращайте распределительные валы.

Поверните шестерню распределительного вала в одну сторону до упора в зубья второй шестерни и установите индикатор на 0. Поверните шестерню в другую сторону в пределах люфта и зафиксируйте значение на индикаторе. Если величина люфта превышает допустимую величину, необходимо заменить распределительные валы.
Установка
Распределительный вал впускных клапанов
Установку производите в следующем порядке:
– смажьте моторным маслом толкатели и установите их на места, в которых они находились перед снятием. Убедитесь, что регулировочные шайбы установлены на толкатели;
– смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала;
– установите распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 80° от вертикальной оси (см. рис. 3.28 );

Рис. 3.32. Места нанесения герметика (1) на привалочную поверхность передней крышки подшипника распределительного вала


– нанесите тонкий слой герметика RTV 1 ( рис. 3.32 ) шириной 2–3 мм на внешние края привалочной поверхности передней крышки подшипника распределительного вала и немедленно установите крышку;
– установите остальные крышки подшипников распределительного вала в соответствии с их нумерацией, при этом стрелки, нанесенные на крышках, должны быть направлены в сторону зубчатого ремня;

Рис. 3.33. Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов


– в последовательности показанной на рисунке 3.33 , поворачивая за один проход на 1/4 оборота, вверните болты крепления крышек и затяните их моментом 19 Н•м;
– смажьте моторным маслом наружную поверхность и рабочую кромку нового уплотнительного кольца распределительного вала. Трубчатой оправкой, с наружным диаметром немного меньшим наружного диаметра кольца, установите уплотнительное кольцо на место.
Распределительный вал выпускных клапанов
Установку производите в следующем порядке:
– повторно установите вспомогательную шестерню на распределительный вал выпускных клапанов. Установите пружину, вспомогательную шестерню, пружинную шайбу и закрепите их стопорным кольцом;
– установите первый дополнительный болт М6х1 в технологическое отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала. Отверткой, вставленной между распределительным валом и первым вспомогательным болтом, поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и вверните и затяните второй вспомогательный болт, чтобы прижать вспомогательную шестерню к шестерне распределительного вала. Снимите первый вспомогательный болт;
– смажьте моторным маслом толкатели и установите их на места, в которых они находились перед снятием. Убедитесь, что регулировочные шайбы установлены на толкатели;
– смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала;
– установите распределительный вал впускных клапанов над головкой блока цилиндров так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 10° от вертикальной оси (см. рис. 3.26 );
– совместите установочные метки на шестернях распределительных валов впускных и выпускных клапанов и установите распределительный вал выпускных клапанов в головку блока цилиндров. Для облегчения установки незначительно поворачивайте распределительный вал в одну или другую сторону;
– установите крышки подшипников распределительного вала в соответствии с их нумерацией, при этом стрелки, нанесенные на крышках, должны быть направлены в сторону зубчатого ремня;

Рис. 3.34. Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала выпускных клапанов


– в последовательности показанной на рисунке 3.34 , поворачивая за один проход на 1/4 оборота, вверните болты крепления крышек и затяните их моментом 19 Н•м;
– выверните дополнительный болт, сжимающий шестерни распределительного вала выпускных клапанов;
– установите полукруглые заглушки в головку блока цилиндров;
– установите задний кожух зубчатого ремня;
– совместите установочный штифт с выемкой и установите шкив зубчатого ремня на распределительный вал и закрепите болтом, затянув его моментом 54 Н•м. При затягивании болта крепления шкива вторым ключом, установленным на шестигранник, удерживайте распределительный вал от проворачивания;
– установите зубчатый ремень.
Дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию.
 

Описания по ремонту, устройству и обслуживанию внедорожников:


Руководство по обслуживанию, эксплуатации и ремонту автомобилей УАЗ Патриот, Хантер, 3151 и др.

 
 
  Copyright © 2007
«Ремонт, эксплуатация
и техническое обслуживание»
All rights reserved. www.cars4x4.ru
Описания по ремонту автомобилей Копирование материалов сайта запрещено!